Мозаика по дереву

Мозаика по дереву

Деревянная мозаика для стен: 4 популярных вида и особенности укладки

Среди различных способов оформления жилого пространства декоративная мозаика занимает ключевое место: очень эффектный и практически беспроигрышный способ сделать свой интерьер уникальным, современным и безгранично красивым. Обычно в качестве исходного материала для такого рода экспериментов используют стекло, керамическую плитку или декоративный камень. Либо все это вместе. А как же дерево? Привлекательность этого натурального материала трудно оспорить, но деревянная мозаика для стен пока что не получила такого должного распространения, как аналоги из упомянутых выше материалов. А жаль, ведь декоративный потенциал у нее — на самой высокой отметке. Попробуем исправить эту несправедливость и расскажем о самых интересных видах деревянной мозаики для стен, нюансах применения в различных помещениях и, конечно, особенностях укладки. Ведь осуществить монтаж такого отделочного материала своими руками не составит труда для каждого!

  1. Общая характеристика отделочного решения;
  2. Какие породы дерева используются;
  3. 4 популярных вида мозаики;
  4. Особенности укладки;
  5. Нюансы применения в разных помещениях;
  6. Заключение.

Общая характеристика отделочного решения

Безусловно, новым это решение является только для современного рынка, изрядно переполненного хорошими со всех точек зрения материалами для отделки стен и полов. В контексте же всего развития цивилизации дерево всегда использовалось в интерьерах как самых древних дворцов и построек, так и более поздних архитектурных сооружений. Естественно, использовалась и деревянная мозаика для оформления стеновых поверхностей — видимо, людей привлекала то, как органично и интересно смотрится она в разных помещениях. И как ловко помогает поддержать общую атмосферу солидности и благородства.


С высоты позиций отнюдь не давних, а именно сегодняшних дней попробуем перечислить все преимущества использования этого отделочного решения:

  • помогает скрыть неровные стены;
  • экологически безопасно;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • прекрасно сочетается с другими декоративными элементами и отделкой;
  • вносит в интерьер разнообразие и домашний уют;
  • легко поддается ремонту;
  • является одним из самых доступных способов оформить красивый объемный рельеф в любом помещении.



Среди отрицательных моментов, которые неизменно упоминаются в связи использованием деревянной мозаики, чаще всего фигурируют следующие:

  • требует обязательной предварительной обработки антисептиком для профилактики появления грибка и процесса гниения;
  • не является универсальной — необходимо в отдельных случаях руководствоваться при выборе заявленными характеристиками той или иной породы.


Альтернативным вариантом являются 3д панели, примеры интерьеров с которыми, вы можете посмотреть в статье: «3д панели для стен:самые интересные и новые идеи».

Получают такую мозаику двумя способами:

  • из цельной древесины;
  • из древесной стружки, смешанной с водой и цементом.

Нельзя сказать, что какой-то из этих вариантов в разы лучше другого. Хотя мозаика из древесины стоит намного дороже и в целом чаще всего выглядит более солидно и привлекательно. По-взрослому, скажем так. У стружки зато свои неоспоримые плюсы:

  • низкая цена;
  • хорошая влагостойкость;
  • простейший уход.

Но вы же и сами понимаете, что в конечном итоге решают даже не исходные характеристики, а непосредственная реализация в конкретном интерьере.

Какие породы дерева используются

Вариантов деревянной мозаики стен множество, но ее тональная характеристика, цена и общая выразительность чаще всего зависят от той породы дерева, которая использовалась для спила. Рассмотрим самые разные варианты.

  • сосна — самый дешевый, но отнюдь не в плане визуального выражения вариант, отличается от остальных специфическим спиралевидным рисунком — вы никогда не пытались определить по этим кругам возраст дерева?;
  • осина — практичный, легко поддающийся обработке вариант дерева с характерным желтоватым оттенком, используется далеко не всегда из-за того, что относится к мягким породам дерева;
  • орех — средний по стоимости вариант, который имеет широкую цветовую гамму выражения и часто используется для оформления стен в деревянном коттедже;
  • липа — для производства мозаики используются только молодые деревья, так как со временем они имеют обыкновение разрушаться;
  • бамбук — хороший компромисс цены и качества, прекрасно вписывается в любой современный интерьер;
  • дуб — распространенная для изготовления мозаики твердая порода, считается одним из самых удачных вариантов;
  • ясень, кедр — еще парочка твердых пород, стоят недешево, но прекрасно смотрятся в формате самых разных помещений.

В целом, для производства мозаики более всего ценятся твердые породы дерева. Однако это не значит, что все прочие игнорируются: для изготовления так называемых спилов вполне подходят и сосна, и липа, относящиеся к классу мягких пород. А вот для того, чтобы изготовить сложную мозаику маркетри из различных фрагментов, стоит сфокусировать свое внимание только на твердых породах.

4 популярных вида мозаики

Дерево как великолепный натуральный материал позволяет воплотить в жизнь практически любую идею, но так уж получилось, что наиболее популярными стали 4 вида мозаики из этого материала. Рассмотрим их более пристально.

Маркетри

  • для создания выразительного рисунка используются мелкие кусочки шпона;
  • такая техника широко использовалась еще в древности;
  • для формирования необходимого рисунка важно учитывать фрактальные особенности используемой породы.

Пожалуй, самый простой вариант. Простой в плане технологии изготовления, но отнюдь в декоративном выражении. Что касается последнего, то маркетри, наоборот, привлекателен бесчисленным количеством сочетаний тех или иных фрагментов. При помощи этой техники можно решить самые сложные выразительные задачи. Поэтому и неудивительно, что она так популярна.

Интарсия

  • усложненный вариант маркетри;
  • отдельные фрагменты врезаются на деревянную основу;
  • реализуются сложные фигурные изображения.

А вот это точно самый сложный, но безумно красивый вариант деревянной мозаики. Как правило, стоит немалых денег, но окупает себя великолепной интеграцией в любой интерьер. Признак роскоши и благородства? Вероятно, это и есть так.

Спилы

  • простой и доступный каждому способ украсить интерьер;
  • хорошо вписывается в формат деревянного дома;
  • для изготовления подходят как твердые, так и мягкие породы дерева;
  • обрабатывается антисептиком для продления беспроблемного срока эксплуатации, а также лакируются.

Чаще всего такие панно из сруба древесины могут украшать сразу всю стену и представлять собой комбинацию из разных пород. Взгляните на то, как такая деревянная мозаика создает неповторимую домашнюю атмосферу в любом помещении.

3D мозаика

  • современный способ оформления красивого трехмерного рельефа с использованием натурального материала;
  • образуется путем создания прямоугольных срезов с вариативной толщиной;
  • на поверхности могут сочетаться самые разные геометрические фигуры.

На сегодняшний день отделка стен именно объемной деревянной мозаикой считается выражением отличного вкуса и роскоши в интерьере. Как правило, такому оформлению подвергается лишь какой-то отдельный фрагмент на стене. Связано это с тем, что сама по себе трехмерная фактура обладает некоторой визуальной избыточностью и может чересчур стягивать внимание на себя.
Мы подобрали для вас примеры того, как деревянная мозаика подобного типа смотрится на стенах в разных интерьерах.

Особенности укладки

Одно из преимуществ использования мозаики из дерева для отделки стен — относительно быстрая и простая укладка. Однако несколько полезных советов в этой области лишними точно не будут. Особенно если опыта работы с таким отделочным материалом у вас раньше не было.

  1. залог успешного монтажа деревянной мозаики — идеальная базовая поверхность, поэтому ее нужно хорошенько подготовить: убрать весь мусор и пыль, заделать трещины грунтовкой, при необходимости выровнять поверхность фанерой;
  2. если наклеиваете готовые листы мозаики на фанеру, то лучше всего стыкуйте их по диагонали, чтобы после швы не разошлись из-за термической деформации;
  3. используйте специальную монтажную смесь для приклеивания или же паркетный клей — классический плиточный категорически не подходит для контакта с деревом;
  4. чаще всего готовая мозаика продается в виде секций размером 30 на 30 см, 30 на 60 см, поэтому выполнить монтаж не составит труда;
  5. для заделывания швов лучше подобрать безопасную минеральную смесь — она учитывает гигроскопичность древесины;
  6. если деревянная мозаика для стен используется в помещении с повышенной влажностью, то идеальным вариантом станет комбинация из тика на пробковой подложке, а швы можно красиво заделать влагостойким герметиком.

Видео, которое точно вам поможет.

Нюансы применения в разных помещениях

Как мы уже отметили, деревянная мозаика используется для отделки стен практически в любом помещении, независимо от его функционального назначения. Однако нужно понимать разницу между полностью оформленной таким образом стеной и лишь ее отдельным фрагментом.
Первый случай более всего характерен для гостиных, прихожих, коридоров.
Второй — для спальни, кухни, балкона, туалета.
Также не стоит игнорировать и законы интеграции сложного мозаичного рисунка в уже оформленный по тем или иным дизайнерским законам интерьер. Если стены вашего помещения изобилуют насыщенной декоративной частью, то лучше всего ограничиться использоваться отдельного фрагмента. Так общее восприятие комнаты будет более гармоничным, а атмосфера — более теплой и уравновешенной.
И обратный случай. Спокойные стены нейтральных оттенков. Конечно, развернутый на всю площадь сруб из древесины или же впечатляющий трехмерный рисунок придутся тут как нельзя кстати.
Будьте особенно осторожны с экспериментами в спальне. Это в первую очередь комната для отдыха, а не удобный плацдарм для апробирования различных оформительских концепций. Небольшой фрагмент маркетри или интарсии отлично впишется в общее настроение этого помещения, не более.
Еще несколько фото с использованием деревянной мозаики. Постарались отобрать как варианты с обычными городскими квартирами, так и с роскошными частными домами.

Деревянная мозаика для оформления стен — уже не роскошь, а скорее отличная возможность вынести свой интерьер за рамки устоявшихся шаблонов оформления и нащупать тот индивидуальный стиль, который станет блестящим выразителем вашего внутреннего мира и гарантом перманентной гармонии в доме. Радует, что владельцы недвижимости все чаще смотрят в сторону этого варианта, здраво оценивая его практичность, декоративный потенциал, доступность. И, самое главное, его экологичность. Мы так далеко отошли от природы в поисках своих идеалов в жизни — и вот, похоже, пришел черед идти обратно.
Фото: vk.com

Маркетери и интрасия — мозаика по дереву

17 июля 2017

Инкрустация — это украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу. Некоторые виды инкрустации имеют отдельные наименования: интарсия — инкрустация деревом по дереву, маркетри — инкрустация шпоном.

Маркетри — это мозаика из дерева, подбор разных кусочков шпона, составляющих тот или иной рисунок, склеивание их между собой и наклеивание на плоское основание. При сборке главная задача столяра — максимально плотно уложить кусочки шпона один к другому так, чтобы швы были практически незаметны.

Считается, что интарсия зародилась еще в античную эпоху. Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева, а также использовали обжиг, гравировку, травление древесины.

Сложный орнаментальный набор делают с помощью копирки. Рисунок переводят на рубашку, склеенную из основного фонового шпона, далее вырезают места вставок. Переводят разметку на шпон для вставок и вырезают их. Совсем мелкие штриховые детали (например жилки листьев, усики цветов) обычно выполняют после наклеивания и счистки бумаги либо прорезкой и втиранием масляной краски, либо раскаленной иглой.

Интарсия — это врезка относительно толстых кусков древесины или иного материала в плоскость изделия. Основной для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики. Эта работа трудоемкая и точная и её применяют в особо ценных изделиях, когда маркетри не дает должного художественного впечатления. Инкрустация в этом случае должна подчеркивать цельность древесины в изделии и показывать, что оно изготовлено из массива. Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия. А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия.

Материал для инкрустации должен быть относительно мягким, чтобы его можно было обрабатывать напильником и шлифовать вместе с древесиной. Можно рекомендовать для инкрустации бронзу, серебро, перламутр, кость, рог, а также мельхиор, эбонит, алюминий. Стекло, камень, фарфор, сталь не могут быть обработаны вместе с древесиной, поэтому их вставляют в своих металлических рамках либо выше, либо глубже поверхности древесины.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художественного паркета, картин, панно и сувениров.

Богатый выбор натурального шпона основных и экзотических пород древесины, а также эксклюзивные стволы, которые встречаются крайне редко, в каталоге компании Кингвуд!

Виды мозаики

Мозаикой (от лат. musivum — посвященное музам) называется орнаментальное, предметное или сюжетное изображение, набранное из кусочков одного или нескольких материалов на какой-либо поверхности.

В мозаике могут употребляться самые различные материалы, в том числе и дерево. Мозаика из дерева относится к произведениям декоративно-прикладного искусства. Она служит для отделки предметов нашего быта: мебели, шкатулок и сувениров, наборных композиций, панно, портретов. Используя в работе разные породы древесины, естественную игру цвета и рисунок материала даже одной породы, можно достичь большой выразительности изображения.

Разновидности мозаики:

— Блочная мозаика изготавливается из предварительно склеенных блоков различного материала, цвета и сечения, разрезанных поперек на множество тонких одинаковых пластин (рис. 1).

Рис. 1. Блочная мозаика

Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия, можно изготавливать изделия из блоков склеенных из различных материалов или пород деревьев.

Пример изделия изготовленного при помощи блочной мозаике представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Точеный стакан, блочная мозаика

Родина блочной мозаики — Древний Восток. В этой технике выполнялись украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Разновидностью блочной мозаики считается — Чертозианская мозаика.

Чертозианская мозаика является прототипом блочной, но блоки склеиваются из различных материалов (древесины, кости, рога). В эпоху Возрождения эта мозаика использовалась монастырем Чертоза Павийская в Италии, откуда и получила свое название.

В Италии и Испании в XV—XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев и кресел (рис. 3), для бордюров, обрамлявших мозаичные панно. Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.

Рис. 3. Кресло украшенное чертозианской мозаикой

Мозаика из дерева может быть выполнена в виде инкрустации, когда вместе с древесиной употребляются другие отделочные материалы, а также в виде интарсии, маркетри если используется для мозаики только древесина.

Инкрустация (от лат. incrustatio — покрываю слоем) — это мозаичное покрытие какой-либо поверхности набором из одного или нескольких различных материалов. Ее использовали для украшений изделий из дерева слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и камнями-самоцветами (рис. 4).

Рис. 4. Дамасская шкатулка из ореха инкрустированная ценными породами дерева и морским перламутром

Все виды инкрустированных работ очень трудоемки. Инкрустация выполняется в технике врезания. По подготовленному рисунку вставки врезают в основу заподлицо с поверхностью без каких-либо щелей. Способ выпиливания вставок и врезания их в плоскость набора впервые применил французский мастер художественной мебели Андре Шарль Буль (1642-1732). Мастерская Буля со временем стала крупным мебельным предприятием. Мебель в стиле «буль» была предметом роскоши и сейчас бережно хранится во многих музеях мира (рис. 5).

Рис. 5. Стол с мозаикой работы А.Ш. Буля

Техника «буля» заключается в том, что несколько пластинок из различных материалов одинаковой толщины, например панцирь черепахи и металл, склеивают через бумагу, зажимают струбцинами и по нанесенному на верхней пластинке рисунку выпиливают лобзиком. Выпиленные части пластинок имеют одинаковое изображение в двух вариантах. Вставляя узор из верхней пластинки в фон нижней и наоборот, можно получить различные наборы для покрытий деталей мебели или шкатулок. Такие узоры назывались «буль» и «контр-буль» (рис. 6).

Рис. 6. Узоры «буль» и «контр-буль»

Интарсия – разновидность инкрустации, в которой материалом является только древесина различных пород. В интарсии в массиве изделия выбирается углубление по рисунку на толщину сделанного заранее набора мозаики из тонких пластинок древесины. Готовую мозаику вклеивают в это углубление и тщательно зачищают (рис. 7).

Рис. 7. Интарсия мореным дубом, донца городецкой прялки из осины

Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV в. работало более 80 мастерских. При изготовление сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины.

Различают индийскую интарсию, когда контурный орнамент из металла вбивают заподлицо в деревянную основу. Металлические жилки изготавливают из латуни, золотистой или белой бронзы. Сечение жилок имеет вид вытянутого треугольника, толщиной лицевой кромки до 2 мм, высотой до 7 мм. Предварительно на обрабатываемой поверхности делают неглубокие прорези по контуру рисунка.

Набор орнамента из гвоздей, применялась для украшения мебели в романском, готическом стилях, барокко, предметах народного обихода.

Имитация инкрустации заключается в том, что на поверхности обрабатываемого изделия прорезают канавки и углубления, которые заполняют различными пластическими массами.

Техника интарсии и инкрустации, очень трудоемки и используются чаще всего реставраторами, которые восстанавливают изделия прежних мастеров

Маркетри (франц. marquer — размечать, расчерчивать) – вид мозаики, составленный из тонких пластинок ценных пород древесины, различных по цвету и текстуре. Изготовленный одновременно фон и орнамент приклеивают на основу. При изготовлении применяют две техники:

1. техника-врезки, когда элемент врезают в фоновый лист шпона;

2. техника-набора элементов фона и орнамента одновременно.

Мозаика маркетри получила наибольшее распространение при создании различных натюрмортов, сюжетных композиции, пейзажа и портретов.

Рис.9. Пейзаж выполненный в технике маркетри

Рис. 10. Портрет П.П.Бажова выполнен по рисунку Г.А. Повода;

исполнитель Ю.И. Ветошкин

Долгое время мозаику маркетри применялась очень редко. Пиленный шпон был слишком толстым (1.5-2 мм) для вырезания, приходилось использовать технику выпиливания.

Лишь с появлением станков для производства строганного шпона толщиной 0.7-0.8 мм мозаика маркетри получила широкое распространение в XVII-XVIII в. в странах Западной Европы и России в оформлении интерьеров и мебели (рис.11-12).

Рис. 11. Бюро украшенное в технике маркетри. XVII в.

Рис. 12. Бюро работы Н. Васильева

Техники интарсии и маркетри широко использовались и используются в настоящие время при изготовлении художественного мозаичного паркета (рис. 13.).

Рис. 13. Мозаичный паркет

Наборное фанерование отличается от обычного тем, что рубашка составляется из листов и кусочков шпона так, чтобы текстура и цвет древесины образовывали проектируемый рисунок (в елку, в конверт, и т.д.). Применяется для облицовки мебельных щитов, декоративных панелей (рис. 14-15).

Рис. 14. Виды фигурного набора облицовок: а- в елку; б,г – крестом; в – в шашку; д – в конверт; е-з – в фриз; и – в круг; к – в овал; л – в рамку

Рис. 15. Филенки стеллажа, декорированные наборным фанерованием

Построение композиции. Работа с рисунком.

На творческий процесс выполнения данной работы влияют многие факторы. Это сложность замысла, композиционное построение изображения, применяемый материал его цвет и текстура. Латинский термин «compositio» означает составление, сочинение. Понятия рисунок и композиция – неразделимы. Выполняя рисунок, мы одновременно строим композиционное изображение.

При выборе рисунка для маркетри надо помнить следующее:

в рисунке должны быть четкость силуэта, лаконичность формы и цвета, условность манеры письма;

изображение должно служить украшением для помещений или предметов быта (панно, мебель, шкатулки и т.д.);

выбирая или рисуя рисунок для мозаики, следует продумать его характер, соответствие его назначению, размеры и вид композиции, учесть ассортимент имеющихся пород древесины.

Существуют два пути выполнения композиции в маркетри.

В первом в основу берется текстура разных пород деревьев. Например, сучок, напоминающий сказочный образ лешего или волны моря на тангентальном шпоне ясеня. Врезать несколько вставок в такой лист и рисунок оживет (рис. 16.).

Рис. 16. Сюжет, подсказанный текстурой древесины:

а – древесин ясеня; б- контурный рисунок; в – готовый набор

Второй путь самостоятельное формирование композиции используя цветовое богатство и текстуру древесины. Этот путь является основным при разработке большинства сюжетов (рис. 17). Рисунок для маркетри должен иметь четкие контуры и различные цветовые тона смежных элементов. Непосредственно для работы необходимо иметь рабочий рисунок на котором будет формироваться мозаичный набор.

Рис. 17. Рисунок для маркетри: а- штриховой; б – контурный в цвете;

в – контурный рабочий

В композиции все должно быть подчинено идее замысла и восприниматься как одно целое. Композиционный центр выделяют масштабностью, объемом, освещенностью, цветом и т.д. иногда вокруг основного элемента изображения оставляют фоновое пространство, чтобы акцентировать внимание на данное изображение. При формировании композиции необходимо учитывать и использовать, для выявление художественного замысла, текстуру и цвет шпона различных пород.

Инструмент для маркетри

Основной инструмент для маркетри нож-косяк (рис. 18).

Рис. 18. Ножи для выполнения мозаичных работ

Угол заточки лезвия 20-25° и толщиной до1.5 мм. тыльный конец деревянной ручки необходимо резать под углом 30-35° для приглаживания гуммированной ленты.

Выполнение мозаики в технике маркетри

  1. Перенести рисунок на лист плотной бумаги или фоновый лист шпона.
  2. Вырезать ножом контур фрагмента рисунка. Нож надо держать как карандаш, с наклоном по направлению движения, срез должен быть строго перпендикулярным к плоскости шпона. Левая рука не должна находиться на пути движения ножа, во избежание травм, в случае его срыва.
  3. Под вырезанное «окно» в фоне подложить шпон другой породы, подобрать нужное направление волокон, рисунок текстуры и цвет.
  4. Обвести кончиком ножа кромки вырезанного окна на подложенном куске шпона. Нож надо держать вертикально, чтобы его след дал точную копию вырезаемого фрагмента (рис. 19).

Рис. 19. Положение ножа при вырезании элементов: а – при вырезании гнезда; б – при зачерчивании контура вставки; в – при вырезании вставки

  1. Вырезать фрагмент рисунка по намеченному контуру.
  2. Вставить фрагмент рисунка на место в фоне и приклеить узкими полосками гуммированной ленты смоченной влажной поролоновой губкой.

Последовательность выполнения работы представлена на рис. 20.

Рис. 20. Этапы выполнения вставок: а – контур вставки, нанесенный на фоновый шпон или бумагу; б – вырезанное гнездо; в – шпон для вставки; г – контур вставки на шпоне, вставка вырезана; д – вставка, соединенная с фоном

При изготовлении набора из разных, но простых по форме и повторяющихся геометрических фигур (рис. 21), можно применить способ наклеивания элементов набора на бумагу.

Рис. 21. Набор из повторяющихся геометрических фигур: а – рисунок набора; б – детали мозаики; в – порядок выполнения набора

Для этой цели используют тонкую бумагу на которую поочередно наклеивают на глютиновый клей отдельные элементы вырезанные из шпона.

Этот способ выполнения мозаичного набора наиболее прост, но не обеспечивает высокого качества соединения деталей между собой.

В законченной работе на обратной стороне составленного рисунка видно его зеркальное изображение.

Сформированный рисунок нужно наклеить на основу из ДСтП или толстой фанеры, этот процесс называется фанерованием. Запрессовку проводят в гидравлическом или винтовом прессе, холодным или горячим способом. При холодном способе используют клей ПВА (выдержка под давлением 4-5 часов, технологическая выдержка 24 часа), при горячем карбомидофармальдегидные клеи (выдержка под давлением 2 — 4 мин.).

После технологической выдержки мозаичный набор очищают от гуммированной ленты при помощи цикли и шлифуют.

Шлифованные наборы отделывают прозрачными лаками кистью или краскораспылителем.

Оборудование и приспособление для серийного производства

мозаичных наборов

Для предварительного раскроя шпона, нарезания полосок поперек волокон и получения прямолинейных геометрических фигур используют гильотиные ножницы или резак-гильотину.

Для изготовления деталей криволинейных форм применяют шаблоны из оргстекла толщиной 3 мм.

Более производительным и точным способом изготовления деталей мозаики является штампование. Этот способ аналогичен резанию ножницами. Два резца с замкнутым контуром взаимодействуют один с другим (рис. 22, а). С помощью пуансона материал вдвигается в матрицу, происходит скалывание и отделение детали. Вырезанная деталь падает в отверстие матрицы, а отходы снимаются с пуансона жестким съемником. Для получения лучшего качества поверхности разреза зазор между пуансоном и матрицей должен быть не более 0.03-0.05 мм. Угол заострения неподвижной матрицы β1=30º, а подвижного пуансона β2 =75º.

Рис. 22. Схемы штампования:

а-с помощью матрицы и пуансона; б- без матрицы; в- без пуансона

Штамповать тонкие листовые материалы можно без матрицы на деревянной плите (рис.22, б), или без пуансона, роль которого выполняет резиновая прокладка (рис. 22, в). Применение той или иной схемы штампования зависит от необходимого усилия, которое определяется габаритными размерами вырезаемой детали, толщиной и механическими свойствами штампуемого материала, формой и состоянием режущих кромок пуансона и матрицы.

При изготовлении мелких деталей несложной формы штамповку производят вручную ударом киянки. Штампы просечки изготавливают из твердой быстрорежущей стали Р9, Р18 и затачивают с внешней стороны (рис. 23).

Рис. 23. Штампы-просечки

Для получения деталей больших размеров и сложных форм применяют штамповочные прессы с пуансоном и матрицей, имеющие кривошипно-шатунный механизм на консольном конце рабочего вала.

Схема штамповочного пресса показана на рис. 24.

Рис. 24. Схема штамповочного пресса:

1- стол; 2- матрица; 3- кривошипно-шатунный механизм; 4- ползун; 5- направляющие; 6- пуансон

Рабочий ползун 4 пресса перемещается по направляющим 5 с помощью кривошипно-шатунного механизма 3. пуансон 6 на ползуне при рабочем движении действует на штампуемый материал, лежащий на матрице 2, которая закреплена на столе 1. Приводной механизм пресса снабжен маховиком, который, вращаясь, создает необходимое усилие для просечки материала.

Лазерная резка

Использование современной технологии лазерной резки позволят в настоящие время автоматизировать процесс получение элементов для мозаичных наборов.

Лазерная резка – это современный способ раскроя различных материалов, она открывает неограниченные возможности для изготовления изделий сложных форм, в том числе эксклюзивного дизайна. К тому же, лазерная резка не требует высоких денежных затрат: независимо от количества деталей, цена на них будет практически одинаковая.

В основе лазерной обработки лежит простой научный факт: лазерный луч можно сконцентрировать на поверхности материала в пятно диаметром в десятые доли миллиметра. Если при этом лазер обладает достаточной мощностью, то происходит расплавление, испарение, разрушение, изменение структуры материала. Для превращения лазерного луча в инструмент, на его пути на расстоянии нескольких сантиметров от поверхности обрабатываемого материала ставится фокусирующая линза. Общий вид лазерного станка представлен на рис. 25.

Рис. 25. Лазерный станок

Фигурная резка древесных материалов на лазерных станках широко используется на многих малых предприятиях при изготовлении наличников, карнизов, кронштейнов, мебели и кухонных изделий, шкатулок, сувениров и художественных изделий, эмблем и товарных знаков из драгоценных пород дерева (рис. 26). Раскрой материалов из доски, фанеры, древесно-стружечных плит толщиной до 40 ммосуществляется по сложному программируемому контуру при скорости реза до 3 м/мин. Особый интерес представляет при этом изготовление художественного инкрустированного паркета.

Рис. 26. Работы выполненные в технике маркетри с применением лазера исполнитель Шимон Л.

Деревянная мозаика для стен – виды и особенности

Блочная разновидность мозаики в ванной

На строительном рынке то и дело появляются новинки для отделочных работ – материалы, с помощью которых можно придать индивидуальности жилому или офисному интерьеру. В последнее время в тренде экологическая отделка, ярким представителем которой является деревянная мозаика для стен.

О ее разновидностях и способах применения – сегодняшний материал.

Особенности отделки

Спилы бруса с разнонаправленным рисунком волокон

Деревянная мозаика выполнена в виде небольших фрагментов разной формы – в виде квадрата, прямоугольника, многоугольника. Размер деталей может быть одинаковым или отличаться. Как правило, размер одного элемента варьируется от 1 до 8 см.

Изготавливаются детали из натуральной древесины, которая отличается разнообразием фактур и оттенков. В мозаике сочетают несколько пород древесины для получения выразительного декоративного эффекта.

Хаотичное расположение элементов разного оттенка

Мозаика изготавливается из дуба, ореха, кедра, тика, бамбука, кокоса, ясеня и других пород. В процессе укладки тонкие заготовки из натуральной древесины фиксируются на фанерном основании в определенной геометрической или хаотичной (абстрактной) последовательности, создавая декоративный рисунок, орнамент или композицию.

Положительные свойства материала

Художественная мозаика на стену

Из положительных свойств мозаики из натуральной древесины для облицовки стен можно отметить следующее:

  1. Фактурный материал отлично скрывает неровности основания;
  2. Правильная эксплуатация и своевременная обработка материала гарантирует длительный срок службы облицовки;
  3. Материал не боится высокой влажности, температурных перепадов и других воздействий, а потому может применяться в любых помещениях;
  4. Облицовка стен деревянной мозаикой актуальна для интерьеров, выполненных в многих популярных стилях, так как отлично сочетается со многими материалами – стеклом, металлом, керамикой, бетоном;
  5. Такая облицовка уникальна, так как каждый фрагмент имеет неповторимый природный рисунок и оттенок;
  6. Материал экологически чист и безопасен, обладает всеми свойствами, присущими натуральной древесине;
  7. Покрытие обладает тепло- и звукоизоляционными свойствами.

Разновидности отделки

Мозаику можно подобрать для любого интерьера в зависимости от способа исполнения

Живописное искусство имеет множество проявлений. Одно из них – мозаика, где для отображения композиции или выбранного узора применяют однотипные, плотно прилегающие друг к другу элементы, отличающиеся оттенком, текстурой или материалом изготовления. Помимо древесины для создания мозаики применяют стекло, керамику, камешки и другие материалы.

Стены из стеклянной мозаики

Существует несколько техник создания деревянной мозаики, которые отличаются как выбором цветовой гаммы, так и способом придания поверхности выразительности. Сюда относят инкрустацию, интарсию, маркетри и блочную мозаику.

Метод инкрустации

Инкрустация шпоном

Этот метод предполагает создание декора на изделиях и поверхностях при помощи врезки рисунка или орнамента, состоящего из плоских фрагментов (пластин), для изготовления которых применяют дорогостоящие материалы.

Можно выделить два способа инкрустации, которые используют современные мастера.

В первом случае используют большие по формату вставки простой формы. При помощи острого предмета по контуру, нанесенному на основу, вырезают место, куда будет врезана деталь.

Инкрустация по дереву металлом

Во втором случае более сложный орнамент сочетается с ажурным рисунком. На поверхности, подлежащей декорированию, выполняют довольно глубокий надрез в соответствии с контуром вставки.

Выемка, которая имеет скошенный край, подбирается с помощью специального инструмента. Внутри выемок вставки фиксируются при помощи клеевого раствора.

Обратите внимание! Изготовить подобный декор своими руками нельзя – потребуется оплатить услуги мастера, при этом цена будет не самой низкой.

Инкрустация потолка

Отдельно стоит отметить технологию, позволяющую имитировать инкрустацию, когда используют разноцветные пасты, заполняющие выемки в древесине. Для изготовления пасты применяют цветные пигменты, смешанные с клеевым раствором.

С помощью такой технологии можно добиться имитации красного дерева, малахита, слоновой кости или бирюзы.

Метод интарсии

Интарсия по дереву

Эта разновидность деревянной мозаики напоминает инкрустацию тем, что пластинки из древесины, отличающиеся цветом и фактурой, вставляют в углубления на поверхности деревянной основы. Для закрепления декоративной композиции применяется клей или мастика.

Для изготовления лицевой стороны пластин используют кипарис, тис, самшит и другие стойкие породы. Поверхность подлежит полировке. Природный оттенок декоративных вставок можно разнообразить путем пропитки их маслом или кипячения в специальном красящем составе.

Применение блочной мозаики

Блочная мозаика

Эта разновидность деревянной мозаики наименее трудозатратна в исполнении, поэтому применяется чаще остальных. Отдельные блоки склеиваются в соответствии с рисунком, нанесенным на основу, из брусков или пластинок и разрезаются поперек на множество более тонких элементов с похожим рисунком.

Спилы с радиальным рисунком

Бруски, которые вклеивают в блок, зачастую имеют длину около 20 см и сечение 2 х 2 см. Для их изготовления используется древесина ценных пород.

Получившиеся в результате нарезки пластины могут быть приклеены к основе или вставлены в углубления на ее поверхности. На завершающем этапе декоративную поверхность шлифуют и покрывают защитным бесцветным лаком.

Оформление блочной мозаикой банкетного зала

Обратите внимание. Необходимое количество блоков для создания мозаичного панно, имеющих разный рисунок на торце, изготавливают в соответствии с эскизным рисунком.

Метод маркетри

Техника маркетри

При создании мозаики по этой технологии используют кусочки шпона, отличающиеся природным рисунком и текстурой, так как изготовлены из разных пород древесины. Шпон применяется в качестве фона и основы, в которую врезают части мозаики.

Обратите внимание! Для создания из мозаики геометрически правильного рисунка, состоящего из квадратов или ромбов, применяют плотное склеивание элементов покромкам или по бумаге. Эта технология называется «паркетри».

Сюжетная композиция в технике маркетри

Виды древесины

Оформление интерьера спальни в современном стиле

В качестве материала при создании мозаики используют цельную древесину от самых ходовых до экзотических пород. Либо сырье в виде отходов деревообрабатывающей отрасли, которому после смешивания с водой и цементом может быть предана необходимая форма, толщина и плотность.

В этом случае дешевое сырье, безопасностью и внешней декоративностью не уступает более дорогому материалу.

Вариант оформления каминной зоны в гостиной

Мозаика из цементно-стружечного сырья имеет серо-желто-оранжевую цветовую гамму. Элементы прекрасно формируются в необходимый узор путем приклеивания на основу.

Оригинальное оформление стены для лофт-интерьера

Такая мозаика отличается следующими положительными свойствами:

  1. Невысокой стоимостью;
  2. Прочностью;
  3. Влагостойкостью;
  4. Негорючестью;
  5. Звуконепроницаемостью;
  6. Простым уходом.

Мозаичная деревянная плитка

Для изготовления мозаики древесина сосны и липы используется редко, так как они относятся к мягким породам. Поэтому предпочтение отдается наиболее твердым сортам древесины – кедру, дубу, ясеню. Реже – ольхе.

Из особенностей древесины разных пород можно отметить следующее:

  1. Для сосны характерна высокая стоимость и ярко выраженный радиальный рисунок;
  2. Древесина липы старше 10лет является хрупкой, поэтому для изготовления мозаики применяют исключительно молодые спилы;
  3. Мягкая структура осины делает ее податливой к обработке. Особенностью является наличие оригинального желтого оттенка;
  4. Древесина ореха разнообразна своими оттенками – палитра содержит широкий спектр тонов от темного к светлому. Мозаика из такой древесины достойно украсит любой интерьер;
  5. Бамбук и коксовая скорлупа также применяются для изготовления настенной мозаики;
  6. Древесина амаранта имеет красновато-фиолетовую расцветку и выраженную древесную фактуру;
  7. Древесина лимона отличается привлекательным золотистым оттенком;
  8. Для анатолийского ореха характерна броская полосатая текстура;
  9. Черный оттенок имеет эбеновое дерево.

Декоративная отделка стены спилами

Обратите внимание! Выбирая древесину, руководствуются не только ее природными, декоративными свойствами и художественной выразительностью, но и эксплуатационными свойствами материала. Стоит учитывать, что для некоторых пород древесины характерна быстрая усушка или медленное разбухание при изменении влажности в помещении. Эти свойства повлияют на требовательность к обработке древесины и на продолжительность ее службы.

Оригинальна форма мозаичных элементов в оформлении акцентной стены в спальне

При необходимости натуральному оттенку древесины можно придать особый оттенок, используя обжиг, окрашивание, беление или морение. За счет этого удается повысить выразительность декоративного панно, подчеркнуть сюжетную линию.

Советы дизайнера

Фактурная стена в ванной

Перед тем, как клеить мозаику на стены, рекомендуется ознакомиться с некоторыми советами дизайнеров:

  1. Стена, декорированная таким образом, может участвовать в зонировании помещения, создавать яркий акцент, привлекающий внимание;
  2. Элементы мозаики отличаются не только оттенком, но формой, что позволяет создавать в помещении необходимый оптический эффект. Так, продолговаты бруски, уложенные вертикально, зрительно увеличат высоту помещения;
  3. Выразительность фактуры и оттенок выбирают в зависимости от площади помещения. Чем комната больше, тем рельефнее может быть природная фактура дерева;
  4. Для создания эффектной композиции применяют комбинирование элементов из разной породы древесины, отличающиеся природным оттенком и текстурой;
  5. Используя такой декор на поверхности камина или во влажных помещениях, предварительно проводят соответствующую эксплуатационным условиям обработку материала специальными защитными составами.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *