Мозаика в искусстве

Мозаика в искусстве

История мозаики

Что такое мозаика? Мозаика — в переводе с латинского – произведение, посвященное музам. А по факту – это один из древнейших видов монументального искусства, изображение или узор, выполненный из однородных или различных по цвету и материалу элементов (камень, смальта, стекло, керамика, галька и пр.)

1. Древний Восток.

Считается, что зародилось искусство мозаики на Древнем Востоке. Исследователи датируют это событие 2-ой половиной IV тысячелетия до н.э. В то время мозаика имела совершенно другой вид и использовалась в основном, при отделке дворцовых стен и колонн.

Мозаичные тессеры (элементы) в те времена имели вид конусов из глины длиной 8-10 см и диаметров 1,8 см. Их обжигали и укладывали в глиняный же раствор, который выступал в роли клея. При этом из оснований конусов формировалось изображение, которое впоследствии раскрашивалось, обычно красным, черным и белым. В изображениях использовались геометрические мотивы: ромб и треугольник.

Позднее мозаика стала появляться не только на стенах и колоннах. Ее стали использовать в напольных покрытиях. Но в качестве материала уже выступали не глиняные конусы, а природная необработанная галька.

Мозаика из гальки и в настоящее время является одним из любимых видов мозаики у ландшафтных дизайнеров. Особенно данный вид мозаики распространен в Англии.

2. Античность.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до н.э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному.

Расцвет античной мозаики приходит, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, а также нередко изспользовали мелкие камешки и гальку.

3. Византия.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мозаика в то время была не только и не столько роскошным украшением интерьера, но и летописью библейских сюжетов.

4. Средневековая Евразия.

В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из раковин морских моллюсков и из бисера. В Германии бисером декорировались как плоские детали мебели, например, столешницы, так и объемные предметы (бутыли).

Мозаика также очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.

Во Франции в свое время была известна и распространена мозаика Эмо де Бриар — из фарфоровых бусин. Такая мозаика получила название бриарской.

5. Россия

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов.

Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Но во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускниковИмператорской Академии художеств учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собораСпаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Современная мозаика претерпела за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию. И сейчас чаще всего мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок.

Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и в наше время. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.

Такие творения создаются, в основном, из смальты, стекла и камней (как искусственных, так и натуральных). При этом материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.

Татьяна Зубкова

МОЗАИКА

МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo­sai­co, от лат. musivum, букв. — по­свя­щён­ное му­зам) — вид мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си; изо­бра­зи­тель­ные и ор­на­мен­таль­ные мо­за­ич­ные ком­по­зи­ции, со­став­лен­ные из не­боль­ших еди­но­об­раз­ных эле­мен­тов (так называемые тес­се­ры) как при­род­но­го (галь­ка, ра­ко­ви­ны, при­род­ный ка­мень), так и ис­кусственного (смаль­та, эма­ли) про­ис­хо­ж­де­ния, за­кре­п­лён­ных на грун­те.

Мозаикой ук­ра­ша­ют по­лы, по­тол­ки, сте­ны, ко­лон­ны, ре­же — пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства; ино­гда мозаика ис­поль­зо­ва­лась для стан­ко­вых про­из­ве­де­ний (мо­за­ич­ные ико­ны и портреты).

Древ­ней­шие па­мят­ни­ки мозаики от­но­сят­ся к III тысячилетию до н. э. Тех­ни­ки, близ­кие к мозаике, мож­но об­на­ру­жить в искусстве Древ­ней Ме­со­по­та­мии (свя­ти­ли­ще в Уру­ке, около 3500 года до н. э.; «Штан­дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон).

Ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние мозаика по­лу­чи­ла в ан­тич­ном ми­ре в ка­че­ст­ве сред­ст­ва на­поль­ной де­ко­ра­ции. Главной тех­ни­ка­ми ан­тич­ной мозаики бы­ли так называемые opus bar­baricum (мозаика из при­род­ной цвет­ной галь­ки), opus tesselatum (из об­ра­бо­тан­ных вруч­ную ка­мен­ных тес­сер), opus vermi­cu­latum (мел­ко­мо­дуль­ная мозаика, по­зво­ляв­шая на­би­рать слож­ные ил­лю­зио­ни­стические изо­бра­же­ния, упо­доб­ляв­шие­ся жи­во­пи­си), opus sectile (из тон­ких пла­стин на­ту­раль­но­го кам­ня). В Древ­ней Гре­ции по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние на­поль­ные га­леч­ные мозаики в Олин­фе (V век до н. э.) и Пел­ле (конец IV века до н. э., Му­зей, Пел­ла).

В искусстве эл­ли­низ­ма на­ча­ла скла­ды­вать­ся тра­ди­ция ис­поль­зо­ва­ния на­поль­ных мозаик из об­ра­бо­тан­ных вруч­ную тес­сер (жи­лые до­ма на о. Де­лос). Об­шир­ные мо­за­ич­ные ан­самб­ли от­кры­ты в жи­лых до­мах (в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме), за­го­род­ных вил­лах (Вил­ла дель-Ка­са­ле близ г. Пьяц­ца-Ар­ме­ри­на на Си­ци­лии), фон­та­нах, ба­нях и других об­щественных со­ору­же­ни­ях в Древ­нем Ри­ме и его про­вин­ци­ях. В них пред­став­ле­но ог­ром­ное раз­но­об­ра­зие сю­же­тов: на­тюр­мор­ты-об­ман­ки («Не­под­ме­тён­ный пол» — ими­та­ция му­со­ра, ко­то­рую вы­кла­ды­ва­ли на по­лах сто­ло­вых), сце­ны охо­ты, спор­тив­ных игр, ис­то­рические ком­по­зи­ции («Бит­ва при Ис­се», II век до н. э., Национально ар­хео­ло­гический му­зей, Не­аполь), 3-мер­ные ил­лю­зио­ни­стические ор­на­мен­ты.

В ран­не­хри­сти­ан­ском искусстве со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ция позд­не­ан­тич­ных на­поль­ных мо­за­ик (в пат­ри­ар­шей ба­зи­ли­ке Ак­ви­леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста­тье). Од­на­ко в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва про­ис­хо­дит су­ще­ст­вен­ное из­ме­не­ние тех­ни­ки мозаики. Её главным ма­те­риа­лом ста­но­вит­ся смаль­та, ко­то­рая в со­че­та­нии с тон­чай­ши­ми пла­сти­на­ми зо­ло­та и се­реб­ра при­об­ре­та­ла све­то­от­ра­жаю­щие свой­ст­ва (ещё бо­лее уси­ли­ваю­щие­ся бла­го­да­ря при­кре­п­ле­нию тес­сер к по­верх­но­сти под раз­ны­ми уг­лами), а ме­стом её раз­ме­ще­ния — сте­ны (впо­след­ст­вии и сво­ды) хра­мов. Ран­не­хри­сти­ан­ские мо­за­ич­ные ан­самб­ли со­зда­ют­ся в Ри­ме (мав­зо­лей Кос­тан­ции, церковь Сан­та-Пу­ден­циа­на, церковь Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре), Ра­вен­не (Гал­лы Пла­ци­дии мав­зо­лей).

Ху­дожественные воз­мож­но­сти мозаики в наи­боль­шей сте­пе­ни бы­ли рас­кры­ты в искусстве Ви­зан­тии, где мак­си­маль­но ис­поль­зо­ва­лись её све­то­нос­ность и спо­соб­ность по­сред­ст­вом ма­лень­ко­го мо­ду­ля ор­га­ни­зо­вы­вать боль­шие по­верх­но­сти, в т. ч. не­пра­виль­ной фор­мы. При императоре Юс­ти­ниа­не мо­за­ич­ное уб­ран­ст­во по­лу­ча­ет Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле, церк­ви в Ра­вен­не (Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во, начало VI века; Сан-Ви­та­ле, 546-547 годы; Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се, ос­вя­ще­на в 549 году), в г. Фес­са­ло­ни­ки (церковь Св. Ге­ор­гия, конце IV века; церковь Св. Ди­мит­рия, первая половина VII века), на Си­нае (цер­ковь Синайского монастыря Св. Ека­те­ри­ны, 548-565 годы). В Боль­шом императорском двор­це Кон­стан­ти­но­по­ля соз­да­ют­ся на­поль­ные мозаики с охот­ничь­и­ми и пас­то­раль­ны­ми сце­на­ми.

В сред­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од сло­жи­лась осо­бая сис­те­ма при­ме­не­ния мозаики в уб­ран­ст­ве кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма: отдельные ико­но­по­доб­ные ком­по­зи­ции в со­от­вет­ст­вии со стро­гой ие­рар­хи­ей раз­ме­ща­лись на кри­во­ли­ней­ных (вы­пук­лых или во­гну­тых) по­верх­но­стях на раз­ных яру­сах хра­мо­во­го про­стран­ст­ва (церковь Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в Даф­ни, около 1100 года; ка­фо­ли­кон монастыря Оси­ас-Лу­кас в Фо­ки­де, 1030-1040-е годы; ка­фо­ли­кон монастыря Неа-Мо­ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви­зантийская мо­за­ич­ная сис­те­ма по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние так­же в стра­нах, вхо­дя­щих в аре­ал куль­тур­но­го влия­ния Ви­зан­тии: в Древ­ней Ру­си (в Кие­ве — в Со­фий­ском со­бо­ре, 1030-1040-е годы, и Ми­хай­лов­ском Зла­то­вер­хом монастыре, 1108-1013 годы, ны­не большая часть в Со­фий­ском со­бо­ре), в Гру­зии (храм в се­ле­нии Шо­ре­ти, первая половина VII века, Национальный му­зей Гру­зии, Тби­ли­си; главный храм Ге­лат­ско­го мо­на­сты­ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла­го­да­ря ви­зантийским мас­те­рам мозаика ста­ла ис­поль­зо­вать­ся и в му­сульманских стра­нах (Ку­пол Ска­лы в Ие­ру­са­ли­ме, 691-692 годы; Омей­я­дов ме­четь в Да­ма­ске, 707-711 годы; ме­четь в Кор­до­ве, 965 год). Тра­ди­ция на­поль­ных мозаик про­дол­жа­лась в средне-вековой Си­рии и Па­ле­сти­не (сце­ны охо­ты в ба­нях, вторая четверть VIII века). Ви­зантийские мас­те­ра в пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва прив­нес­ли искусство мозаики в Западную Ев­ро­пу (цер­ковь в Жер­ми­ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо­заи­чи­ста­ми бы­ло ук­ра­ше­но аб­бат­ст­во Мон­те­кас­си­но (1071 год, не сохранилась), соз­да­ны ан­самб­ли Свя­то­го Мар­ка со­бо­ра в Ве­не­ции, церковь Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та на о. Тор­чел­ло; на Си­ци­лии — Па­ла­тин­ской ка­пел­лы (1140-1150-е годы) и Мар­то­ра­ны в Па­лер­мо (около 1143 года), со­бо­ров в Че­фа­лу (около 1148 года) и Мон­реа­ле (1180-1094 года).

В от­ли­чие от Ви­зан­тии, в Ев­ро­пе пре­об­ла­да­ло сплош­ное де­ко­ри­ро­ва­ние стен и сво­дов хра­ма; мозаика ис­поль­зо­ва­лась для соз­да­ния нар­ра­тив­ных ком­по­зи­ций, а сис­те­ма де­ко­ра кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма бы­ла адап­ти­ро­ва­на к ба­зи­ли­каль­но­му ти­пу цер­ков­но­го зда­ния. Под­ра­жа­ние ран­не­хри­сти­ан­ским па­мят­ни­кам сыг­ра­ло важ­ную роль в воз­ро­ж­де­нии мо­за­ич­ных де­ко­ра­ций в Ри­ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле­мен­те, 1128 года; Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI — начале XIV веков в Ри­ме раз­ви­ва­ет­ся осо­бая тех­ни­ка, по­лу­чив­шая на­зва­ние кос­мат­ских мо­за­ик.

На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния мозаики во мно­гом ут­ра­чи­ва­ет свою спе­ци­фи­ку, на­чи­на­ет под­ра­жать друшим ви­дам жи­во­пи­си и по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся ими. В конце XVI-XVII веков мо­за­ич­ным цен­тром про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся Рим, где дей­ст­ву­ет мас­тер­ская, в ко­то­рой соз­да­ют­ся мозаика для Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра. В XVI веке во Фло­рен­ции на ма­ну­фак­ту­рах гер­цо­гов Ме­ди­чи ро­ж­да­ет­ся т. н. фло­рен­тий­ская мо­заи­ка (вос­хо­дя­щая к другим-римским opus sectile), от­ли­чаю­щая­ся круп­ны­ми шли­фо­ван­ны­ми тес­се­ра­ми, вы­ре­зан­ны­ми из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней по кон­ту­ру изо­бра­зительных эле­мен­тов: ею де­ко­ри­ро­ва­лись пред­ме­ты ме­бе­ли (сто­леш­ни­цы, ка­би­не­ты), ин­терь­е­ры (усы­паль­ни­ца Ме­ди­чи в церкви Сан-Ло­рен­цо, Фло­рен­ция). В искусстве клас­си­циз­ма второй половины XVIII — певрой половины XIX веков под влия­ни­ем ан­тич­ных па­мят­ни­ков, от­кры­тых в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме, по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние мо­за­ич­ная ми­ниа­тю­ра, ко­то­рой де­ко­ри­ро­ва­лись ме­бель и пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства, юве­лир­ные из­де­лия.

Ис­то­ризм XIX века по­влёк за со­бой воз­ро­ж­де­ние мозаики. Мо­за­ич­ные мас­тер­ские воз­ни­ка­ют в Па­ри­же (где соз­да­ёт­ся де­кор за­ла Мель­по­ме­ны в Лув­ре, 1810 год). В Ве­не­ции около 1860 года на­чи­на­ет ра­бо­тать мас­тер­ская А. Саль­виа­ти, от­крыв­ше­го не­пря­мой ме­тод мо­за­ич­но­го на­бо­ра, при ко­то­ром ком­по­зи­ции со­став­ля­ют­ся в зер­каль­ном ото­бра­же­нии по пред­ва­ри­тель­но­му жи­во­пис­но­му эс­ки­зу на кар­то­не и за­ли­ва­ют­ся за­кре­п­ляю­щим рас­тво­ром в мас­тер­ской, а за­тем пе­ре­но­сят­ся на сте­ну. Ве­не­ци­ан­ски­ми мас­те­ра­ми в 1860-1870-е годы соз­да­ны мо­за­ич­ные ком­по­зи­ции для Ме­мо­риа­ла Аль­бер­та (1862-1875 годы) и Свя­то­го Пав­ла со­бо­ра в Лон­до­не, Па­риж­ской опе­ры. Мас­те­ра мо­дер­на и национально-ро­ман­тических те­че­ний (А. Гау­ди в Ис­па­нии, Г. Климт в Ав­ст­рии, и др.) час­то об­ра­ща­лись к тех­ни­ке мозаики из различных ма­те­риа­лов. В мозаики XX века пре­об­ла­да­ют ком­по­зи­ции, по­стро­ен­ные на со­че­та­нии бро­ских ло­каль­ных цве­то­вых пя­тен (Р. Гут­ту­зо, Ф. Ле­же, Д. Ри­ве­ра, Д. Си­кей­рос, Х. Эр­ни).

В Рос­сии тех­ни­ку смаль­то­вой мозаики воз­ро­дил в XVIII веке М.В. Ло­мо­но­сов (в 1753 году от­кры­то про­изводство цвет­но­го стек­ла и смаль­ты), под руководством ко­то­ро­го бы­ли соз­да­ны «Порт­рет Пет­ра I» и кар­ти­на «Пол­тав­ская ба­та­лия» (1762-1764 годы), а так­же мо­заич­ные ми­ниа­тю­ры.

С це­лью из­го­тов­ле­ния мозаики для Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1847 году ос­но­ва­но Императорское мо­за­ич­ное за­ве­де­ние (в 1862 оно вли­лось в пе­терб. АХ), рус. ху­дож­ни­ки-мо­заи­чи­сты в 1847–51 обу­ча­лись в Ри­ме в спе­ци­аль­но от­кры­той сту­дии под рук. М. Бар­бер­ри.

В даль­ней­шем русскими мо­заи­чи­ста­ми соз­да­ва­лись ико­ны для Се­ва­сто­поль­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Чу­до­ва монастыря в Мо­ск­ве, мо­заи­ки на фа­са­дах ве­ли­ко­кня­же­ской усы­паль­ни­цы в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге мо­заи­ки по­кры­ва­ют фа­са­ды и внутренние сте­ны (за­ни­ма­ют свыше 7 тыс. м2; мас­тер­ская Фро­ло­вых по эс­ки­зам и кар­то­нам М.В. Не­сте­ро­ва, В.М. Вас­не­цо­ва, В.В. Бе­ляе­ва и др., 1895-1907 годы).

Что такое мозаика?

Точное происхождение слова мозаика неизвестно. Существует несколько версий, по одной из них, оно происходит от латинского musivum, буквально — «посвященная музам». По другой – это разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.

Мозаика — это вид монументального искусства. Это узор или изображение, выложенное из однородных или различных мелких частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные стекла, ракушки и тд.).

Существует два вида набора мозаики – прямой и обратный. При прямом наборе частицы мозаики вдавливаются в заранее нанесенный на поверхность основания грунт по подготовленному рисунку. Грунтом может служить мастика, цемент, известка, воск и другие материалы. При обратном наборе – частицы мозаики наклеиваются лицевой стороной на ткань, картон или специальную монтажную сетку, с нанесенным на них рисунком, затем тыльная сторона мозаики заливается закрепляющим составом и после затвердевания временная основа отделяется. Для аккуратности швы между частицами мозаики замазываются специальным раствором – затиркой. Иногда лицевая поверхность мозаики полируется до блеска, благодаря чему можно добиться большей реалистичности изображения.

Краткая история мозаики.

Важное достоинство мозаики — ее долговечность. Краски не выцветают от времени и не боятся солнечного света. При надежном основании мозаика может просуществовать тысячелетия.

Искусство мозаики очень древнее. Древнейшие мозаики относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Археологами были найдены орнаменты из разноцветных глиняных кружочков в храмах Двуречья, или, так называемый, «штандарт» из Ура – сюжетное изображение войны и мира, выложенное из раковин, красного известняка, перламутра и ляпис-лазури.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Связано это было с тем, что техника выполнения была достаточно недорогой. Обработка монолитных камней очень сложная и трудозатратная задача, древесина недолговечна, поэтому отделочным материалом служил мелкий камень, галька, щебень. Мозаика – это был самый доступный и долговечный способ отделки полов и стен, дорожек и фасадов.

Первые античные мозаики выполнялись из необработанной речной и морской гальки. Такая техника называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Это не слишком яркое и выразительное контурное изображение животных, людей, мифологических существ. (Коринф кон. 5в. До н. э.)

Постепенно осваивается техника шлифовки камня и его обработки — тессирование. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу — камешку кубической формы — tessera. Постепенно мастера совсем перестают использовать округлые галечные камни, рисунок совершенствуется, швы между обработанными камешками становятся меньше, а поверхность мозаики шлифуется. Мозаика приобретает привычный для нас вид.

Расцвет мозаики приходится на эпоху эллинизма. Развиваются стекольные технологии, доступной становится цветная смальта, что позволяет древним мастерам добиваться действительно поразительной реалистичности изображения. Развитие новых технологий привело к созданию новой техники — opus vermiculatum (опус вермикулатум). Принцип набора сохраняется, но элементы мозаики становятся еще мельче, цветовая палитра богаче. Безусловно, это более кропотливый и дорогой труд, поэтому размер мозаик не превышал одного-двух квадратных метров. В этой технике были созданы шедевры монументального искусства Древнего Рима. Самые запоминающиеся произведения, которые были выполнены в этой технике, можно считать такие, как «Голуби на чаше» с Виллы Адриана в Тибуре, «Охотничья сцена» на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, «Обитатели морских глубин» из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях — «Завтрак женщин» и «Музыканты».

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника — opus sectile (опус сектиле). Эта очень дорогая и престижная техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Знаменитые Византийские мозаики выполнялись из смальты, наиболее древние относятся к III-IV векам. Самыми известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и Святой Софии в Константинополе. На смену игривым жанровым изображениям Древнего Рима пришли величественные и монументальные мозаики на библейские темы.
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование золотой смальты. Благодаря тому, что мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением, создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее в свете огней. Создавался неповторимый эффект движения, казалось мозаика дышит.
В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства, то есть значительно позднее, чем в других европейских странах, только в 10 веке, и широкого распространения не получило, из-за недостатка материалов. Искусством мозаики, техникой ее выполнения и производством смальты занимался М. В. Ломоносов. Широко известна его мозаика «Полтавская битва».

В 20 веке техника мозаики уже используется довольно часто. Станции Московского метрополитена: «Новокузнецкая», «Чеховская», «Нагатинская», «Белорусская» украшены мозаиками выполненными в римской и флорентийской технике.

Мозаика

У этого термина существуют и другие значения, см. Мозаика (значения). Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. Ирано-римская мозаичная деталь из дворца Шапура I в Бишапуре.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История

Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. III тыс. до н. э.

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики, можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излёте пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до нашей эры Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по чёрному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

  • Помпеи, «Битва при Иссе» — мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Ранние христиане и Византия

См. Византийская мозаика

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

  • Равенна
  • Монреале

Средневековая Евразия

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Ислам

Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда.
Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Макет фронтона на церкви Сен-Этьен в городе Бриар; Эжен Грассе, мозаист, 1892 г.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

  • Софийский собор (Киев) — в интерьере собора сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века
  • Михайловский златоверхий монастырь

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер.
Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Галерея

  • Греческие и римские
  • Охотничья мозаика из Дома похищения Елены в Пелле, Древняя Македония, конец IV века до нашей эры.

  • Мозаика из гробницы в Амфиполисе, изображающая похищение Персефоны Плутоном, IV век до н. э.

  • Прозрение на мозаике Диониса, из Виллы Диониса (II век нашей эры) в Дионе, Греция. Теперь в Археологическом музее Диона.

  • Эллинистическая греческая мозаика нимфы, катающаяся на морском существе, из дворца Великого Магистра Рыцарей Родоса, Греция, 2-й век до нашей эры

  • Римская мозаика Улисса, из Карфагена, 2-й век нашей эры, теперь в Музее Бардо, Тунис

  • Мозаики «Остерегайтесь собаки» были популярным мотивом для порогов римских вилл

  • Небольшая часть Большого тротуара, римская мозаика, заложенная в 325 г. н. э. в Вудчестере, Глостершир, Англия

  • Злитенская мозаика показывает гладиаторов 2-го века н. э.

  • Римская мозаика найдена в Каллеве (Сильчестер)

  • Римская мозаика, изображающая свадьбу Диониса и Ариадны, с Силеном и сатиром, 2-ое столетие нашей эры, Тунис (город), Тунис

  • Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 годом нашей эры.

  • Мозаика женщин-спортсменов, играющих в мяч на Вилле дель-Касале из Пьяцца-Армерина, 4-й век нашей эры

  • Поздняя римская мозаика на вилле Романа в Ла-Ольмеде, Испания, 4-5 века н. э.

  • Деталь принцессы Скироса (из более крупной сцены Илиады, изображающей её и других принцесс, заискивающих перед Ахиллом, видя как Одиссей смотрит), из виллы Ла-Ольмеда, Испания, 4-5 вв. н. э.

  • Суд Париса, мрамор, известняк и стеклянные кубики, 115-150 гг.; из столовой дома Атриум в Антиохии-на-Оронте

  • Триумф Посейдона и Амфитриты, показывающий пару в процессии, деталь мозаики из Цирты, Римская Африка, 315-325 гг. н. э., Лувр

  • Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина

  • Христианские и византийские
  • Деталь палеохристианской мозаики из базилики Санта-Пуденциана в Риме, около 410 г. н. э., изображающая Святую Пуденциану

  • Мозаика Доброго Пастыря в Мавзолее Галлы Плацидии, Равенна

  • Мозаика Юстиниана I в Базилике Сан-Витале, Равенна

  • Мозаика 5-го века в триумфальной арке Санта-Мария-Маджоре, Рим

  • Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя

  • Мозаика Святого Петра из Монастыря Хора

  • Византийская мозаика над входным порталом Евфразиевой базилики в Порече, Хорватия (VI век)

  • Изображение (перед иконоборчеством) святого Димитрия на базилике Агиос Деметриос в Салониках.

  • Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони

  • Мозаика Христа Пантократора из Айя Софии из мозаики Деисуса.

  • Мозаика Айя Софии Константинополя (современный Стамбул), изображающая Марию и Иисуса, в окружении Иоанна II Комнина (слева) и его жены Ирины Венгерской (справа), около 1118 н. э.

  • Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу

См. также

  • Римская мозаика
  • Маркетри
  • Дивизионизм
  • Пиксельная графика
  • Музей мозаики в Зевгме (Турция)
  • Музей мозаики (Болгария)

Примечания

  1. Calaméo: Mosaïques art nouveau d’Eugène Grasset à Briare. Проверено 7 novembre 2010.
  2. Никитенко Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — С. 32
  3. 1 2 Сиднева И. Мозаика Исаакиевского собора // рустрана.рф. — 2007. — 11 окт.
  4. История мозаики. Новое время

Литература

Ссылки

В Викисловаре есть статья «мозаика»

Мозаика на Викискладе

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.
  • Мозаика племени Уичоли


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *