Смальты

Смальты

Старинные техники искусства мозаики

Мозаичное искусство — одно из самых древних художественных искусств. Зародившись в шестом веке до нашей эры, оно до сих пор остаётся популярным. Выделено четыре основные техники выкладывания мозаики: opus barbaricum, opus vermiculatum, opus sectile и opus tesselatum. Самая древняя техника барбарикум, она даже существует и до сих пор, но с небольшими изменениями. Самой распространённой является тесселатум, родственной ей является техника вермикулатум. Техника сектиле менее популярна, чем предыдущие.

В технике барбарикум использовались только природные материалы, которые отличались красотой и практичностью. Техника barbaricum (барбарикум) – выкладывание однотонной или двухцветной гальки на глину или штукатурку, таким образом, что над поверхностью возвышалась меньшая часть камня. По выложенному в таком стиле двору было приятно ходить босиком летом, а после дождя галька теряла присущий её белый налёт и раскрывала всю прелесть своей текстуры. Такая техника зародилась в странах Ближнего Востока. Самые древние мозаики найдённые в Малой Азии и Ассирии созданы в конце 5 века до нашей эры. Мозаики выполненные в стиле барбарику обнаружены в Черсонесе и Оливии (берег Черного моря), на Кипре и даже во дворце Ай Ханум в Афганистане.

Найдённые образцы можно разделить на несколько групп:

1. Примитивные напольные мощения, найденные в святилище Ортии в Спарте и храме Афины в Дельфах (7-6 век до н.э.)

2. Мощения, уложенные в глину из однотонной или цветной гальки, с примитивным узором, сохранившиеся на Крите и в Микенах.

4. Образцы монохромной живописи, найдённые в Пелле (Македония): «Дионис на леопарде», «Охота на оленя», «Охота на льва».

Мастера тесселированной мозаичной техники унаследовали некоторое сюжеты и композиционные решения от мастеров галечного мощения. Техника tesselatum (тессалатум) — выкладывание мозаичной картины из колотых камней. Колотые камни появлялись в наборе случайно, ими заполняли малозначительные участки, а со временем такая техника полностью вытеснила галечные мозаики. Мастерам так же удалось раскрыть цветную палитру природных материалов — цветные известняки, мрамор, полудрагоценные камни, смальт. Усовершенствовалась техника обработки материалов.

Александрия – один из главных мозаичных центров, где работали мастерские, в которых создавались произведения искусства. Найден фрагмент папируса из архива Зенона, в котором описана техника выполнения тесселированной мозаики в бассейне одного из строений в Фаюме.

Новая техника vermiculatum (вермикулатум) имела все родовые признаки тесселатума, отличаясь лишь тем, что в этом случае набор мозаики осуществляется из мелких частиц различной формы. Эта техника обладает безграничными возможностями, она может более полно отобразить все нюансы. В этой технике выполнено множество мозаик античного мира, византийских мозаик. Очень часто схожие техники применяют при создании современных мозаик из смальты и камня.

Техника sectile (сектиле) отличалась красочностью, мозаика составлялась из тонких пластин натурального камня. Куски натурального камня вырезались в определённой узорчатой форме и подгонялись настолько плотно друг к друг, пока они не составят гладкую поверхность. В Риме такая техника очень ценилась, во многом благодаря тому, что мозаика изготавливалась из экзотических пород камней. Эта техника впоследствии была развита в средневековой Флоренции и сейчас часто называется флорентийской мозаикой.

Следующая страница: Ещё о выборе материала для мозаики

• Главная • Все о смальте • Ода мозаике • Старинные техники искусства мозаики

Услышав в первый раз «смальта», не каждый сообразит, о чем идет речь. Так что же такое смальта? Смальта — это кусочки непрозрачного стекла правильной или неправильной геометрической формы, именно такое определение можно считать достаточно точным.

Возникновение смальты

Смальта — это запоминающиеся и яркие решения

Первое цветное стекло начали получать еще в Древнем Риме. Но стабильное производство и распространение цветное стекло получило намного позже, в Византии. Почитание богов, строение для них храмов было первоочередной задачей древнего мира. Поэтому храмы возводились на века. И смальта для отделки храмов подходила, как нельзя лучше. Она не выцветает, морозоустойчивая и влагостойкая.

Чаще всего можно встретить смальту в объектах культа, как христианского, так и мусульманского

Как же производится смальта?

Изначально стекло вариться с красящим пигментом в специальных печах при больших температурах

Пигменты смешиваются с мелко измельченным стеклом, эти краски потом и будут в материале

После остывания получается примерно такая смальта, но в последнее время её формируют в виде листов, в виде камней она используется при получении нескольких цветов в одной тессере

Для домашнего творчества подойдет колка. На специальное металлическое ребро устанавливается заготовка смальты. Затем это все зажимают специальной пластиной, долотом, и наносят удар молотком. Конечно, в производственных масштабах это все происходит автоматизировано и механизировано. Учтите, что края кусочков получаются острыми. Поэтому важно работать в перчатках. И немаловажным является тот факт, что осколки могут разлетаться. Защищайте глаза с помощью строительных очков.

Перечень инструмента:

  • Колун (это стол или бревно на котором в середине размещено зубило);
  • Молоток;
  • Кусачки;
  • Перчатки;
  • Очки.

Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.

При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.

Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.

Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…

Способ хранения

Также помните, что сортировать все нужно по цвету. Для этого подойдут подручные средства коробки от соков или каш. И не расстраивайтесь, если края осколков неровные. Если они не подойдут для этого полотна, есть возможность их использования в последующем.

Хранится смальта по группе цветов:

  • Белая/Черная;
  • Цветная;
  • Золотая.

Картины из смальты выделяются яркостью рисунка, такого не добиться в простой мозаике

Если вы начали сортировку с нуля, то проще всего использовать нумерацию начиная с номера 1, если вы используете промышленную мозаику, то сортируйте и храните по номеру производителя.

Изготовление смальтовых панно и декоров

При изготовлении картин из смальты используют два способа: прямой и обратный. Прямой — это нанесение кусочков смальты на клейкую основу лицевой стороной вверх. Преимуществом такого способа является то, что вы результат видите сразу. Обратный способ — это когда частички стекла выкладываются лицевой стороной вниз и затем заливаются клеевой основой. Плюсом этого способа можно считать то, что из небольших таких фрагментов можно собрать большое панно.

Вот такой набор для колки вам потребуются для изготовления смальты

Новичку следует взять ровную, гладкую поверхность и выкладывать на нее четырехугольные кусочки параллельными рядами. Так как это несложно и не займет много времени. Смальта своими руками достаточно увлекательное творчество и художественным натурам стоит попробовать этим заниматься. Мозаика из смальты, фото которое здесь прилагается, выполнено исключительно творцами и людьми с богатой фантазией.

Золотая смальта может быть не только желтого цвета, но и красного, синего, зеленого…

Применение в интерьере

Теперь мы знаем, что такое смальта. Возникает другой вопрос: «Как ее применять в интерьере?» Смальта имеет широкую цветовую гамму и великое разнообразие форм. Это дает возможность использовать смальту во всех стилевых направлениях интерьера. Для классики и минимализма подойдут кусочки правильной геометрической формы. Если же у вас кусочки различны по форме и цвету, это можно использовать в отделки модернового, современного интерьера.

Интересная отделка различными форматами смальты

Современная отделка, в которой используется мозаика, смальта и стекла, керамики и керамического гранита, металла и натурального камня применяется практически при каждом ремонте в каждом доме.

Золото погружено внутрь смальты и в отличие от подделки оно не испортиться со временем

Квадрат с габаритами от десять на десять до пятьдесят на пятьдесят миллиметров, имеющий толщину в четыре миллиметра является самым популярным форматом. Вместе с тем, элементы, имеющие вид треугольника, ромба, овала, круга и иных форм сейчас имеют такую же популярность.

Отдельные из них собираются в матрицы с габаритами триста на триста миллиметров, для оптимального упрощения укладки. Они могут быть на сетке или основе из бумаги, которая приклеивается к поверхности мозаики с лицевой стороны. Ее смачивают с помощью воды и снимают, когда завершиться укладка. Сетку располагают с изнаночной стороны и сохраняется внутри массе из клея. Для того, чтобы облицовывать как ровные, так и поверхности с вогнутостями, имеющими плоскую форму, может также подойти такой вид матриц, имеющий жесткую фиксацию.

На плоскостях с кривыми линиями и с выпуклостями оптимальную фантазию в разработке композиций способна обеспечить непременно основа из бумаги. Удалив ее, можно просто осуществлять корректировку нахождения каждого элемента, которые могут держаться только с помощью состава из клея. Но элементы на поверхности бумаги создают для материалов с малым весом, которые более тяжелые — из камня — эту основу используют редко.

Самым древним материалом, возможно является мозаика из смальты и стекла. Наличие отличных технических характеристик, устойчивости цвета к ультрафиолетовым лучам, бесконечность художественного потенциала — придают ему востребованности и теперь.

При облицовке ванной, бассейнов и иных помещений, где есть увеличенная влажность, делают мозаику из стекла незаменимой абсолютное отсутствие пор и нулевое поглощение воды.

Особенности напольного применения

То, что есть хороший коэффициент сопротивления скольжению также надо помнить. R9 — самое низкое его значение, которое характерно для более массовых серий потребителей. Чтобы удерживаться босыми ногами на поверхности сухого пола этого в полной мере хватает. Однако, следует делать выбор менее скользких элементов, когда разговор идет о поверхностях, которые чаще всего заливает вода.

Художественные решения

Смальта весьма универсальный элемент. Ее можно применять для декора как гостиной, так и ванной комнаты. В оформлении гостиной это может быть отдельное панно. А если вы имеете художественный вкус, то оформление стены с помощью смальты доставит вам огромное удовольствие. Ванную комнату можно оформить целиком смальтой или заменить отдельный кафель. Но только стоит запомнить: в тех местах, где панно из смальты будет соприкасаться с телом, следует хорошо зашлифовать, чтобы не пораниться.

Очень кстати во время отделки печей, дымоходов, каминов, оказывается повышенная устойчивость мозаики из стекла к изменениям температуры. Максимально ее использование в фартуках кухне рядом с плитами и поверхностями для варки.

Использование вне дома

А если у вас есть сад, то можно вместо уродливых пластиковых фигурок использовать вазы, горшки или различные сосуды, оформленные с помощью смальты. Также можно оформить столешницы садовых столиков. Это сделает ваш сад похожим на сказочный.

Варианты использования

В оформление интерьера нет ничего проще, чем использовать смальту для декора. Изменить стол или тумбу. Оживить стену новыми радужными красками. Благодаря несравнимой игре света и цвета изображение приобретает трехмерность. Это даст вам возможность изобразить любую картину: по библейским мотивам, использовать сюжеты мифов Греции и Древнего Рима или взять за основу любимую сказку или мультфильм.

Интересным решением будет использование круглых камешков, напоминающих гальку. Подобрав их правильно и по цвету, вы получите картину, напоминающую капельки радуги.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование смальты в современном декоре сделает вашу квартиру индивидуальной и неповторимой. Смальта — кусочки радуги. Смальта — современная и древняя, ностальгическая, классическая и модерновая. Она такая разная и неповторимая. Невозможно, используя смальту, создать 2 одинаковые картины или два одинаковых интерьера.

Укладка смальты

Клей для смальты используется по аналогии с мозаикой. Укладка производиться на двухкомпонентный клей с латексной добавкой. Техника полностью совпадает с укладкой мозаики.

Клей для смальты двухкомпонентый, как для мозаики

Ваша фантазия и ваше упорство — вот, что обеспечит результат. Берите все в свои руки и вперед за исполнением вашей мечты, которая позволит создать уют и комфорт вашего жилища. Мозаика из смальты своими руками лучший способ подчеркнуть индивидуальность интерьера вашего дома.

Хотите частичку радуги в своем доме? Тогда смальта — именно то, что вы ищите. Игра света и цвета настолько неповторимая и сказочная, как на фото этой статьи, что переносит в детство. Туда, где краски были ярче, трава зеленее, а море — теплее. Туда, где любят и ждут. Туда, где твой дом.

Смальта – произведение искусства в интерьере вашего жилища

Элементами мозаики может быть все что угодно: кусочки стекла и дерева, осколки перламутра и металлические пластинки, камешки и фрагменты зеркала. Однако к самым известным и старинным видам мозаики относится, конечно, стеклянная, а, в частности, один из ее видов – смальта.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

Работать со смальтой необходимо аккуратно – это стекло, а, значит, у его осколков острые края.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Виды такой мозаики

Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.

  • Византийская – самый традиционные вид мозаики, где цветные кусочки более или менее близкой формы уложены как можно плотнее друг к другу, а швы заполнены затиркой. Размер тессеров при этом может быть разным.
  • Инкрустация – врезка кусочков цветного стекла в поверхность материала, отличающегося фактурой – в дерево, например.
  • Маркетри – смальта для деревянного столика используется редко, поскольку этот материал не образует плоскости. А вот на стеклянных и металлических столиках встречается и мозаика из смальты. В основном это современные произведения.
  • Флорентийская – по технике исполнения ничем не отличается от византийской, но предполагает законченную картину из смальты с героическим или божественным сюжетом, наподобие картин старинных мастеров. Тессеры используются любой формы и размера.

Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.

  • Прямой – кусочки стекла укладываются на поверхность, покрытую клеевым или цементным раствором. Тессеры кладут лицевой стороной верх – гладкой или сколотой, зависит от идеи. Плюс такого метода – художник видит, как воплощается его замысел и по ходу исполнения может заменить какие-то кусочки, найдя лучшие по цвету или фактуре.
  • Обратный набор предполагает размещение тессеров лицевой стороной вниз и заливку готового собранного рисунка каким-то материалом основания. Таким образом можно получить максимально плоскую поверхность мозаики. После застывания изделие переворачивают и слегка подравнивают края тессеров,

Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.

О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:

Особенности материала

Смальта обладает всеми достоинствами и преимуществами стекла, однако в силу специфической своей формы и метода использования мозаика из нее обладает дополнительными особенностями.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих достоинств есть и обратная сторона.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

О том, как правильно колоть смальту, расскажет данное видео:

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Технология действительно примитивна, но, кроме того, небольшой объем выпускаемой продукции не позволяет автоматизировать процесс.

Варка

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Известные производители

  • В России единственным официальным производителем смальты является Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов. Они используют для изготовления смальты проверенный метод ручной раскатки и предлагают материал более чем 1000 оттенков. Смальту выпускают в виде блоков или полос, в том числе и золотую. Цена обычной цветной смальты колеблется от 590 до 700 р. за кг. Золотая смальта стоит от 55 000 до 85000 р. за кг.
  • Итальянский производитель SICISвыпускает прозрачную смальту наряду с матовой и перламутровой стеклянной мозаикой. Квадратный метр готового блока оценивается в 50–60 €.
  • Vitrex – тоже итальянская компания, известная на российском рынке. Vitrex предлагает прозрачную и непрозрачную смальту. Продается она в виде кубиков, что облегчает работу по расколу и укладке материала. В среднем стоимость колеблется в районе 12–14 тыс. р. кв.м. Найти в магазинах блоки или кубики для самостоятельной работы весьма сложно.
  • Bisazza – производит множество видов керамической отделки, а также стеклянную мозаику и смальту. В России можно приобрести не только готовый модуль, но и материал для панно в виде блоков. Цветовая палитра – около 150 оттенков. Стоит блок от 1700 р. за кг.

Смальта – удивительный вид мозаики. Богатством оттенков и рельефа она превосходит даже стекло, а по долговечности и водостойкости поспорит с самыми прочными керамическими изделиями. И это действительно творческий материал во всех смыслах слова: каждая мозаика из смальты – это произведение искусства.

Данное видео поможет вам правильно порезать мозаику и смальту по диагонали:

Смальта

Один из наиболее практичных и красивых видов мозаики – это смальта. Первые русские технологии изготовления стеклышек под этим названием разработал М.В.Ломоносов в середине 18 века. А самыми известными произведениями той поры стали огромные картины, украсившие Исаакиевский собор. Основные принципы создания смальты остались прежними, но современные способы производства внесли свои коррективы. Существенно расширены возможности применения новых методов обработки исходного сырья и материалов.

Смальта в архитектуре – это способ придания интерьеру или наружной отделке уникальность, изысканность. Этот вид мозаики практикуют при оформлении храмов, дворцов, общественных зданий. Почитатели классики и монументальности используют смальту в частных постройках. Смальтовой мозаикой отделывают участки стен, порталы каминов, бассейны, скульптуры. Из нее создают эксклюзивные панно, красивые картины.

Как получают смальту

Что такое смальта? По сути, это кусочки разноцветного стекла, только не обычного, а изготовленного по особой технологии.

  • Стекло измельчают почти до порошкообразного состояния.
  • Для придания цветового оттенка добавляют окиси металлов: кобальта, никеля, меди, железа, серебра, золота. Синтетические или органические красители не применяются.
  • Чтобы стеклышки получались непрозрачными, в сырьевую смесь добавляют мышьяк, сурьму или олово.
  • Полученную массу помещают в специальные печи, где она прессуется и спекается при температуре порядка 800°С.

Чтобы создать сплошной золотой или серебряный эффект, тонкую фольгу помещают между спекаемыми слоями стекла. Смальту с жилками или пятнышками получают в результате последовательного введения отдельных компонентов в процессе термической обработки.

Самодеятельные художники и любители что-то мастерить могут наладить изготовление смальты в домашней мастерской. Но для этого нужно иметь хотя бы маленькую стекловаренную печь, дробилку для измельчения стекла и необходимые компоненты.

Разновидности мозаики

Выпускается смальта для мозаики в виде сплошных пластин, отдельными кусочками, а также готовыми к укладке модулями на тонкой сетке. Каждый тип материала получил свое название и способ использования.

  1. Opus. Так называют кусочки смальты квадратной формы маленького размера. Их укладывают ровными рядами, получая поверхность строго геометрической формы. Можно использовать стеклышки одного цвета, но гораздо интереснее смотрятся такие полотна в переходящих тонах или разноцветные.
  2. Fusion. Данный тип стекла смальта наделен неправильными формами, камешки выглядят причудливыми многогранниками. Их любят художники и декораторы. поскольку есть где разгуляться фантазии. Сложные формы камней, преломляя световые лучи, дают необыкновенно красивую игру цветов и оттенков.
  3. Ravenna – это мозаика из смальты, для работы над которой используют квадратные камни разного размера, цвета, дизайна. Здесь совершенно отсутствует параллельная укладка стекол, при этом получаются интересные поля геометрической формы.
  4. Wall – техника укладки, напоминающая кирпичную кладку. В этом случае облицованная поверхность получается со строгой направленностью, вертикальной или горизонтальной.

Профессиональные художники, декораторы для создания мозаичных картин предпочитают использовать не отдельные камешки, а пластины. В процессе работы над узорами из смальты, от цельного полотна отламывают кусочки нужного размера. При необходимости обтачивают их, придавая нужную форму. При создании смальтовой отделки применяются камни не только строгих геометрических фигур, но также нестандартные – в виде осколков, неправильных трапеций, многоугольников.

Свойства смальты

Сложно переоценить качества мозаики из смальты. Помимо визуальной привлекательности и отличной совместимости с другими отделочными материалами, предметами мебели и декора, смальта обладает:

  • высокой стойкостью к резким перепадам температур;
  • минимальным водопоглощением, выдерживает длительное воздействие воды;
  • способностью выдерживать значительные температуры, пригодна для облицовки печей.

Со степенью износостойкости смальтовой мозаики не может сравниться даже самый твердый камень. Полы, изготовленные с использованием этого материала практически не истираются и служат много лет без изменения цвета и качества. О безграничном ассортименте цветов, форм, размеров мы уже упоминали выше. Недостаток у смальты есть, но только один – ее высокая стоимость. Но зачастую она бывает оправданна красотой отделки, ее долговечностью и уникальностью.

Набор картин из мозаики

Чтобы создать мозаичную картину, понадобятся такие инструменты для смальты:

  • кусачки дисковые и с режущими плоскостями:
  • молотки с колющей рабочей частью из закаленной стали или победита;
  • харди с подставкой для колки смальты.

Кроме того, надо приготовить клей (годится любой для стекла или плитки), а также затирку.

Для начала следует выбрать (нарисовать) эскиз или схему, желательно в натуральную величину. Выбрать способ изготовления смальты своими руками: прямой или обратный. В первом случае материал выкладывается лицевой стороной к себе. Во втором варианте, стеклышки выкладываются изнаночной стороной вверх на бумагу. По окончании работы, картину переворачивают, укрепляют на основу, а с лицевой части бумагу отмачивают водой и снимают. Процесс набора картинки в прямом варианте выполняется следующим образом:

  • Прежде всего делается подгонка. На подготовленный эскиз надо выложить все камешки, сделать нужную корректировку, чтобы композиция получилась такой, какой она видится дизайнеру.
  • Поверхность под мозаику должна быть ровной, ее необходимо тщательно отчистить, отмыть и высушить.
  • Затем нанести клеящий состав ровным тонким слоем.
  • Со схемы все кусочки смальты нужно аккуратно перенести на клей, осторожно вдавливая их в него.
  • После того, как последний камешек уложен, необходимо окончательно оценить свою работу. Если надо, то что-то изменить или поправить.

Теперь покрытие уплотняют, излишки клея удаляют. А после высыхания картину или панно можно отполировать мягкой салфеткой. В случае использования смальты для создания точных геометрических фигур, стыки между камешками заделывают затиркой подходящего цвета.

  • Внешняя отделка

Мозаика из смальты и стекла

Занимаясь сборкой витражей в технике Тиффани, волей-неволей сталкиваешься с проблемой отходов цветного стекла. Если большим осколкам ещё можно найти применение в витражных поделках , то мелкие остаются не у дел. Решение напрашивается само собой ─ мозаика. В интернете информация о том, как сделать мозаику своими руками весьма расплывчатая. Подробные мастер-классы оказываются не настолько подробными. Может от того, что авторы не хотят делиться какими-то секретами, а может быть считают, что ничего сложного в изготовлении мозаики нет. Сначала я попробовал сделать небольшую мозаику в смешанной технике.

мозаика орхидеи

То есть, вырезал основные элементы стеклорезом, обточил на шлифовальной машинке, приклеил и затем заполнил фон.

Если с подобным вариантом проблем не возникало, то сборка мозаики на сетку из стекловолокна

мозаика из стекла

с последующей наклейкой на стену в ванную была достаточно проблематичной, причём найти полезную информацию о том, как приклеить фрагменты мозаики к сетке, я так и не смог. Недавно, по случаю, я приобрёл несколько блинов смальты,

смальта

поэтому сегодня я опишу попытку изготовления мозаики из смальты и цветного стекла. Назвать это мастер-классом, будет слишком громко, поскольку нет полной уверенности в правильности действий. Приобретённый специальный клей для мозаики

клей для мозаики

оказался бесполезным. Вполне возможно, что для гладких фрагментов он подойдёт, но не для смальты и колотого стекла. Клей для стекла фирмы «Титан»

клей для стекла

прочный, но застывает слишком быстро, поэтому от него тоже пришлось отказаться. Идеально подходит для мозаики, на мой взгляд, клей ПВА «Момент» Д3.

клей ПВА «Момент»

Время застывания вполне хватает для спокойного монтажа и корректировки, к тому же тессеры (фрагменты мозаики) держатся достаточно прочно. Рисунок я взял из журнала

и распечатал в необходимом формате в принт студии

(Ошибка №1) .Шаблон положил на небольшой лист фанеры и сверху закрыл стеклом под размер картинки толщиной 3 мм., закрепив его гвоздиками.

На это стекло и начал собирать мозаику. (Ошибка 2). Для колки смальты обычно применяют специальный молоток. Я подобный не нашёл, поэтому использовал кирку каменщика с победитовыми напайками.

Пенёк с металлическим зубом (харди), на котором колют смальту, я решил использовать небольшой,

колка смальты

адаптировав его для городской квартиры. (Ошибка 3). Мелкие фрагменты смальты и цветного стекла удобно колоть специальными дисковыми кусачками.

дисковые кусачки

Как я уже писал ранее, смальты в моём распоряжении было всего несколько блинов. А подходящего цвета не более трёх. Чтобы цветное стекло по фактуре не сильно отличалось от смальты, класть его пришлось колотой стороной наверх (и вниз соответственно).

Для этого сначала я нарезал полоски,

а затем наломал стекло на тессеры.

Чтобы удобнее было макать фрагменты мозаики, клей лучше перелить в баночку с широким горлышком.

Для укладки мозаики я использовал медицинский пинцет.

укладка мозаики своими руками

Если вдруг что-то пошло не так, как здесь (нос у котёнка),

всё вполне можно исправить,

Как сделать мозаику своими руками

пока клей не застыл окончательно. Собираем картинку аналогично, стараясь повторять направление шерсти котёнка.

Вот что получилось в итоге.

котёнок мозаика

Я попытался описать, как сделать мозаику своими руками. К сожалению, цветовой ассортимент смальты и стекла у меня не такой широкий, но как поётся в известной песне: «я его слепил(а) из того, что было».

Продолжение (изготовление рамки) смотрите .

Работа над ошибками

Ошибка №1

Дело в том, что цветной рисунок сливается с цветными стеклянными фрагментами. Рисунок (шаблон), на котором собирается мозаика, лучше брать чёрно-белый (или бледный). А цветной использовать как образец.

Ошибка №2

Стекло обладает слабой адгезией и прибавляет лишний вес мозаике. Поэтому шаблон лучше сразу приклеить на основу клеем ПВА, загрунтовать смесью ПВА с водой (1:1) и собирать мозаику прямо на картинку.

Ошибка №3

Пенёк маленького диаметра удобен только тем, что занимает мало места. Колоть на нём смальту практически невозможно. Поэтому лучше использовать нормальный массивный берёзовый пенёк диаметром хотя бы 20 ─ 30 см.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *